Автор Тема: Яга  (Прочитано 1063 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Семаргл

  • www.pravo-slavie.ru
  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 1716
  • Карма: +1/-1
    • ПравоСлавие
Яга
« : 03 Декабря 2014, 22:52:34 »
Яга — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов.
На грани двух миров, светлого и темного, посреди дремучего леса издревле векует в странной избушке старая Яга, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. Иной раз к ней заглядывают гости с Руси. Одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она имеет обширные знакомства в живом и мертвом царствах, свободно посещает их.
Солнце с нами!

Семаргл

  • www.pravo-slavie.ru
  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 1716
  • Карма: +1/-1
    • ПравоСлавие
Re: Зачем Яга детей в печку сажала
« Ответ #1 : 17 Января 2015, 00:36:16 »
Зачем Яга детей в печку сажала

Перепекание Ребёнка - обряд, совершаемый над младенцами, больными рахитом или атрофией (по народной терминологии — собачьей старостью или сухотами): грудного ребенка кладут на хлебную лопату и трижды всовывают в теплую печь. Ритуал осуществлялся иногда и при других болезнях, например при грыже; во Владимирской губернии «перепекали» всех детей непосредственно после родов.

 В России обряд был известен преимущественно в Поволжье, центрально - и южнорусских губерниях, а также в Сибири, на Украине — на Подолье, в волынском Полесье, в Киевской, Черниговской и Харьковской областях. Украинская баба - знахарка на рассвете приносила из трех колодцев воды, замешивала тесто, пекла хлеб и, вынув хлеб из печи, всовывала туда на лопате ребенка. Как и повсюду у восточных славян, обряд мог сопровождаться диалогом. Когда знахарка сажала ребенка в печь, его мать трижды обходила вокруг хаты, каждый раз заглядывая в окно и спрашивая: «Што ты, бабусю, робышь?» Знахарка отвечала: «Хлиб гнитю!»

 В Витебской губернии мать больного ребенка сажала его на лопату, обмывала водой, которой приглаживали хлеб, и несла к печи, как бы собираясь посадить туда вместе с хлебами, но только клала лопату на припечек; в эту минуту дверь отворяла другая женщина и, всплеснув руками, с гневом спрашивала: «Што ты робишь?» — «Ня, ты ня видишь; сущи пяку — во што я роблю!» — «А, сущи! дык пячи, пячи их, каб ни було!» — и другая женщина снимала ребенка с лопаты.
 Согласно большинству описаний, главной целью обряда было сжигание болезни, а сопровождался он приговорами типа: «Собачья старость, припекись в печи!», «Как хлеб печется, так и собачья старость пекись!» Смысл обряда определяется символическим отождествлением ребенка и хлеба, выпечки хлеба и появления ребенка на свет: его как бы возвращают в материнское чрево (печь), чтобы он родился заново. По сообщению из Пензенской губернии, «иногда ребенок родится слишком слабым и сухощавым. Такого младенца, который, по выражению народному, „не допекся в утробе матерней", старухи-знахарки „перепекают" в обыкновенной печке, чтобы сделать его полным и здоровым». По-видимому, печь символизировала также и загробный мир, отправление в нее — временную смерть (ср. действия Бабы Яги и т.п.).
Солнце с нами!

Семаргл

  • www.pravo-slavie.ru
  • Глобальный модератор
  • *****
  • Сообщений: 1716
  • Карма: +1/-1
    • ПравоСлавие
Re: Яга
« Ответ #2 : 15 Февраля 2015, 20:07:35 »
Яга
 Древним и сложным является образ стража перехода в иной мир, известной в сказках под именем Бабы Яги. Ее избушка “на курьих ножках” изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира иного. Название “курьи ножки” скорее всего произошло от “курных”, т.е. дымных столбов, на которых и стояла та избушка. В современном восприятии возникает аналогия со следами ракетных двигателей. Из мифологии же мы знаем что дома наших предков могли летать и зависать в воздухе.
 Баба Яга внутри такой избушки представлялась как бы представителем другого мира (Нави) – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху – “русским духом пахнет”. Русский дух столь отличен от духа других наций, что баба яга это всегда отмечает особо.
 Яга – повелительница времени: ей служат Красный, Белый и Черный всадники, т.е. утро, день и ночь.
 Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мертвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она дает ему пищу мертвых.
 Дальше Яга испытывает человека.
 Если человек не пройдет истытания Бабы Яги, то она может его и не отпустить из мира мертвых, а оставить там навсегда "быть съеденным Ягой", и "на косточках твоих покатаюсь".
 Пройдя же испытания в избе Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мертвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоевывает у них волшебную красавицу и становится царем.
Солнце с нами!