А вот что пишут в газетах...
Накануне нового 2007 года в небо Москвы поднялся тяжелый транспортный самолет АН-124 «Руслан» и взял курс на другой конец света — в сторону Южного полюса. Так началась 52-я российская антарктическая экспедиция.
В состав ее, помимо известного полярного исследователя, а ныне вице-спикера Госдумы Артура Чилингарова и президента Всемирной метеорологической организации, руководителя Госгидромета Александра Бедрицкого, входили люди, весьма далекие от исследований холодных морей и отдаленных материков, такие как директор ФСБ РФ Николай Патрушев и его первый зам – руководитель пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев. А в огромном чреве самолета, помимо этих высокопоставленных «полярников», находилось еще и два вертолета МИ-8, принадлежащие Федеральной службе безопасности РФ.
7 января эти вертолеты достигли Южного полюса и совершили посадку на высоте 2835 метров над уровнем моря. Официально экспедиция была объявлена как бы преамбулой к третьему в истории Международному полярному году, проведение которого инициировала та же Россия. Правда, начался он совсем недавно – с 1 марта. Но тогда, в январе, в связи с возвращением на базу в Кинг Джордж побывавших на Южном полюсе двух вертолетов с работниками российских спецслужб журналистов взволновало совсем другое. Они вспомнили о другой экспедиции, осуществленной много лет назад.
В декабре 1938 года от одной из пристаней Гамбурга медленно отошел мощный вспомогательный крейсер «Швабия». Его путь лежал к той же самой далекой, малоисследованной Антарктиде. Возглавлял экспедицию опытный полярник капитан Альфред Ритшер. До пункта назначения крейсер добирался больше месяца. Доставленные на нем два самолета люфтваффе облетели более 600 тысяч кв. километров наименее исследованной части Антарктиды — Земли Королевы Мод, сделали 11 тысяч аэрофотоснимков. Затем, объявив эти земли территорией Третьего рейха, назвали их Новой Швабией.
В феврале1939 года «Швабия» взяла курс на север. И уже в апреле капитан Ритшер доложил фельдмаршалу Герингу, что задание выполнено: «Наши самолеты каждые 25 км сбрасывали вымпелы, мы обследовали зону приблизительно в 600 тысяч квадратных километров».
Все еще считающая себя владычицей морей Великобритания настороженно отнеслась к этой деятельности своего главного соперника на шестом континенте. В воздухе уже пахло Второй мировой войной. И британская разведка пришла к выводу, что капитан Ритшер во время своей экспедиции попросту искал подходящее место для немецкой военной базы. Этот вывод стала подтверждать бурная активность немецких подводных лодок в южных морях. И вскоре уже спецслужбы Великобритании и США получили информацию, что немецкие субмарины регулярно перевозят в Антарктиду своих людей и оборудование на некую построенную ими секретную базу. Для транспортировки грузов использовались в основном подводные лодки сверхсекретного соединения «Конвой фюрера».
В 1943 году адмирал Карл Дениц, возглавлявший подводный флот Германии, в одном из разговоров, ставшем известным союзникам, не без гордости обронит: «Немецкие подводники впишут себя в историю хотя бы тем, что в другой части земного шара, в Шангри Ла, создали величайшую и неприступную крепость». Союзники по антигитлеровской коалиции увидели в этих словах намек на подземную базу в Антарктиде, которая, по некоторым данным, и называлась «База-211».
Как же могла существовать эта «величайшая» база, находящаяся в тысячах километров от охваченной войной Германии, в условиях вечных льдов? Согласно теории «полой Земли», которой и руководствовались немецкие ученые, в Антарктиде имеются гигантские подземные оазисы с теплым воздухом. Как утверждают некоторые западные знатоки тайн Третьего рейха, немецкие исследователи, занимавшиеся изучением Антарктиды, будто бы и нашли такие подземные пещеры, которые они называли «раем». В 1940 году там и развернули строительство баз. А через два года в Новую Швабию началась переброска будущих жителей: подающих надежды молодых ученых, исследователей и, конечно же, «настоящих арийцев», в первую очередь из родственников офицеров СС. И в этом есть доля правды. Известно, что еще в середине 1944 года в Страсбурге тайно собралась группа высокопоставленных офицеров имперской службы безопасности (СД) под руководством Кальтенбруннера, где в течение двух дней разрабатывался план бегства верхушки нацистской Германии в Южную Америку. Более того, документально доказано, что уже с августа 1944 года начала действовать тайная сеть под названием «Шлюз», по которой в латиноамериканские страны бежали не только видные нацисты, офицеры СС и СД, но и ведущие ученые, конструкторы, запятнавшие себя сотрудничеством с нацистами именитые врачи и судьи. А от той же не совсем безопасной Аргентины и Чили до Антарктиды рукой подать...
В середине июля 1945 года газеты ряда западных стран вышли с сенсационными статьями, в которых утверждалось, что Адольф Гитлер вовсе не застрелился в своем бункере в Берлине, а прячется где-то во льдах Антарктиды. Эта шумиха поднялась сразу же после того, как 10 июля аргентинским морякам сдалась немецкая подводная лодка U-530 из соединения «Конвой фюрера».
Командир субмарины Вильгельм Бернард показал на допросе, что его корабль 13 апреля 1945 года вышел с базы в Киле и взял курс на Антарктиду. Высадившись на материке в заданной точке, 16 человек из команды перетащили в некую теплую пещеру тяжелые ящики, содержащие реликвии Третьего рейха: копье Судьбы, Святой Грааль, другие полумифические предметы, а также документы и личные вещи Гитлера. Нашлись и такие, кто утверждал, что фюрер и его любовница остались живы и также укрылись в этой пещере. Позже они говорили, что Гитлер скончался в Антарктиде в 1971 году.
В конце 1946 года газета «Франс Суар» рассказала о невероятной истории, произошедшей с исландским китобойным судном «Юлиана» в районе Фолклендских островов. Исландцы были поражены, когда во время погони за китом путь им преградила неожиданно всплывшая огромная подводная лодка со свастикой. Вооруженные немцы, поднявшись на борт китобойного судна, потребовали продукты и часть улова. За все полученное немецкий офицер, бегло говоривший по-английски, расплатился американскими долларами. На прощание он передал капитану еще немного денег из расчета 10 долларов на каждого члена экипажа и сообщил координаты огромного стада китов. Но больше всего исландских китобоев поразило, что все немецкие подводники были гладко выбриты, выглядели хорошо отдохнувшими и загоревшими.
Сравнительно недавно в СМИ появились подробности операции «Табернал», целью которой был поиск и уничтожение «Базы-211». Об этой операции рассказал последний из оставшихся в живых офицер элитного подразделения британской армии. В октябре 1945 года его вместе с другими военными тайно перебросили на Фолклендские острова.
После месяца напряженных тренировок участников операции наконец посвятили в ее цели. Британским командос предстояло найти немецкую базу в районе гор Мюлиг-Гоффмана. Отправной точкой поисков должна была служить британская исследовательская база Модхейм. Ее обитатели не выходили на связь с июля 1945 года. Считалось, что все они погибли. Последними словами с Модхейма, принятыми британским радистом на Фолклендах, был крик: «Они нашли нас!».
Командос выбросили в 30 км от Модхейма. Они осторожно приблизились к базе. Выяснилось, что один человек все-таки жив. Он и рассказал командос о случайном открытии британских исследователей, которое стоило им жизни. Это была немецкая база. Входом в нее служил тоннель. Пройдя по нему более 20 км, британские полярники очутились в громадной пещере. Там было не только тепло, но и светло. Ученые с Модхейма решили, что она обогревается геотермальными водами из нескольких озер, одно из которых сообщалось с океаном. Это было идеальное место для стоянки подводных лодок. Помимо доков для субмарин, британские полярники видели ангары для самолетов «очень необычной формы, горно-проходческое оборудование и другую мощную технику». Но их обнаружили. Не успели британцы добраться до своей базы, как на них было совершено нападение. Из 30 исследователей в живых остался один рассказчик.
Отряд британских командос немедля двинулся на поиски тоннеля. После двух дней разведки они обнаружили вход. Но далеко углубиться в него им не удалось. Обитатели пещеры взорвали тоннель.
В Лондоне сомневались, что немцы для сохранения тайны «Базы-211» полностью уничтожили ее. Своими сомнениями англичане поделились с Вашингтоном. Как утверждают некоторые исследователи архивов США, в январе 1947 года американские ВМС начали операцию «Высокий прыжок», в задачу которой входило уничтожение «Базы-211». По распоряжению министра обороны США Джеймса Форрестола к берегам Антарктиды отправилась военно-морская эскадра, состоящая из авианосца, целого ряда других военных кораблей и тральщиков, общим числом до 40 единиц. На их борту находилось более 4 тысяч человек, полугодовой запас продуктов и 25 самолетов. Официально было объявлено, что участники этого похода будут заниматься прежде всего научно-исследовательской работой, поиском залежей угля, урана и других полезных ископаемых, которыми так богат этот суровый материк.
Но уже в феврале, вскоре после прибытия к Земле Королевы Мод, адмирал Ричард Берд, командовавший эскадрой, неожиданно получил приказ из Вашингтона прервать операцию и вернуть корабли в места постоянного базирования. Вся информация об этом походе до сих пор засекречена. Сторонники версии о существовании немецкой базы в Антарктиде утверждают, что Форрестол, выпрыгнувший из окна клиники с криком «Русские идут!», на самом деле с ума не сходил, а был убит потому, что собирался раскрыть все подробности поиска «Базы-211». По крайней мере, санитарам бывший министр, которого держали в полной изоляции и не разрешали общаться даже с женой, успел рассказать о подземной базе нацистов вблизи Южного полюса.
В середине февраля этого года известная российская газета «Красная звезда» со ссылкой на журнал «Бризант» сообщила некоторые подробности этой послевоенной операции. Согласно им американцы у берегов Антарктиды подверглись нападению с воздуха, в результате чего «потеряли корабль и четыре боевых самолета». Участники этой экспедиции рассказывали о неких «выныривающих из-под воды» и атакующих американцев «летающих дисках», о странных атмосферных явлениях, которые вызывали у всех психические расстройства. Адмирал Берд после окончания этого не самого удачного похода в своем докладе Белому дому якобы писал: «В случае новой войны Америка может подвергнуться атаке врага, обладающего способностью летать с одного полюса на другой с невероятной скоростью».
Как сообщает та же «Красная звезда», недавно из спецхрана Чилийского национального военно-исторического архива в Сантьяго были похищены бумаги из собрания знаменитого мыслителя и дипломата Мигеля Серрано. Исчезли закрытые по желанию Серрано до 2014 года документы, в которых содержались сведения о якобы построенных в Антарктиде Германией подземных городах. Серрано утверждал, что в нацистских антарктических лабораториях были созданы летательные аппараты нового поколения. В своих письмах к экс-диктатору Пиночету, с которым он поддерживал дружеские отношения, Серрано сообщал, что у него есть доказательства того, что секретная база нацистской Германии не только сохранилась после войны, но и значительно выросла. «Теперь эти свидетельства надежно укрыты в чьих-то архивах. Значит, кому-то есть что скрывать?» — замечает главная российская военная газета.
Для чего же все-таки посетил Антарктиду в рождественские дни директор Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев? Как писала «Российская газета», «главный чекист страны, совершив свой экстремальный поступок, поставил в тупик ФБР, ЦРУ и прочие спецслужбы США». Уж не решился ли и он принять участие в разгадке тайны немецких поселений?
И последнее… 22 февраля этого года президент России Владимир Путин, вручая в Кремле награды заслуженным людям, военным, артистам, спортсменам, заметил: «С такими людьми можно не только в разведку пойти, но и в Антарктиду поехать». Что он этим хотел сказать, гадать не будем. Но в контексте нашего рассказа эта фраза звучит весьма многозначительно.
Изучая историю проникновения нацистов в Антарктиду, следует учитывать еще один аспект. По мнению некоторых нацистских лидеров, включая Генриха Гиммлера и Рудольфа Гесса, чистую арийскую расу можно воспитать в условиях изолированных колоний, расположенных в северных и даже полярных районах. Кроме того, во время войны нацисты нуждались в больших территориях, на которых располагались бы секретные базы для испытания передового оружия. Заодно можно было проверить и предположение о том, будто бы Антарктида является легендарным праконтинентом, на котором когда-то появилась и обитала нордическая раса. И в конце 1938 года Гитлер послал экспедицию под командованием капитана Альфреда Рихтера на атлантический берег Антарктиды. Экспедиция прибыла на место в начале 1939 года. Ежедневно на протяжении трех недель два гидросамолета взлетали с палубы авианосца "Швабенланд" и облетали территорию под названием Земля Королевы Мод. Согласно Британской энциклопедии, немцы установили свастики на обширной территории западной части Земли Королевы Мод: на берегах Принцессы Астрид и Принцессы Марты. Немцы назвали эту территорию Новой Швабией. (Напомню, что Швабией в раннее средневековье называлось одно из племенных герцогств королевства Германии, включавшее территории Вюртемберга, Южного Бадена, Эльзаса, часть Швейцарии и часть Баварии.) Вернувшись в Гамбург, командир экспедиции Рихтер 12 апреля 1939 года рапортовал: "Я выполнил миссию, возложенную на меня маршалом Герингом. Впервые германские самолеты пролетели над Антарктическим континентом". Воздушные асы Люфтваффе сделали свое дело. Настал черед действовать "морским волкам" гросс-адмирала Карла Деница. И к берегам Антарктиды скрытно направились субмарины. Некоторые исследователи утверждают, будто бы во время высадки в Земле Королевы Мод подводники обнаружили целую систему соединенных между собой пещер с теплым воздухом. Появилась возможность создать постоянно действующую базу. Во время войны немецкие суда и подводные лодки продолжали бороздить юг Атлантического океана, охраняя границы Новой Швабии. В 1941 году пара норвежских китобойных судов, вставших на якорь в своих собственных территориальных водах около Земли Королевы Мод, были захвачены немецким "Пингвином". Норвежскому кораблю снабжения и конвою была уготована та же участь. В мае 1941 года английский военный корабль "Корнуолл" потопил "Пингвин", но перед этим тот захватил целую флотилию союзнических торговых судов. А в 1943 году Дениц обронил весьма примечательную фразу: "Германский подводный флот гордится тем, что создал для фюрера на другом конце света Шангриллу - неприступную крепость". Что означают эти слова? Неужели нацисты действительно построили в Антарктиде секретную базу? * * * Сейчас стало известно, что в годы войны существовало совершенно секретное соединение германских подводных лодок, получившее наименование "Конвой Фюрера". В него входило 35 субмарин. В самом конце войны в порту Киля с них сняли торпеды и прочее военное снаряжение, поскольку им строжайше запрещалось вступать в бой во время этого плавания. Зато их нагрузили контейнерами, содержавшими ценные вещи и документы, и огромными запасами провизии. В Киле субмарины приняли на борт пассажиров, некоторых даже под видом членов экипажа В настоящее время достоверная информация имеется только о двух подлодках из "Конвоя". Капитана первой из них, "U-977", Хайнца Шеффера, неоднократно обвиняли в том, что якобы он перевез Гитлера в Южную Америку. Правда, сам капитан категорически отрицал это обвинение на допросах, проводившихся представителями американских и британских спецслужб. Чтобы придать своим словам как можно больше убедительности, Шеффер написал книгу мемуаров, которая вышла в 1952 году и называлась просто: "U-977", Это было достаточно скучное повторение того, что он говорил на допросах. Информации там было минимум, Шеффер изображал из себя послушного "болванчика", беспрекословно выполняющего приказы начальства, даже не вникая в их смысл. Но по случайности в печать попало письмо Шеффера, адресованное "старому товарищу" капитану Цурзее Вильгельму Бернхарту и датированное 1 июня 1983 года: "Дорогой Вилли, я размышлял о том, стоит ли издавать твою рукопись, касающуюся "U-530". Все три лодки ("U-977", "U-530" и "U-465"), участвовавшие в той операции, теперь мирно спят на дне Атлантики. Может быть, лучше не будить их? Подумай об этом, старый товарищ! Подумай также о том, в каком свете предстанет моя книга после рассказанного тобой? Мы все дали клятву хранить тайну, мы не сделали ничего неправильного и лишь выполняли приказы, сражаясь за нашу любимую Германию. За ее выживание. Поэтому подумай еще раз, а может быть, еще лучше представить все, как выдумку? Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия? И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом! Конечно, ты не намереваешься сделать это просто из-за денег. Я повторяю еще раз: пусть правда спит с нашими подлодками на дне океана. Таково мое мнение... На этом я заканчиваю письмо, старый товарищ Вилли. Пусть Господь хранит нашу Германию. Искренне, Хайнц". Но что известно сейчас вообще о миссии "U-530"? Что так настойчиво Хайнц Шеффер просил своего друга не разглашать? В настоящее время общее содержание рукописи Вильгельма Бернхарта "Возвращение Святого Копья" стало известно. В ней утверждается, что в начале апреля 1945 года священные реликвии Третьего рейха (в том числе и подлинное копье Лонгина), уложенные в шесть бронзовых ящиков, были переправлены в город Киль, а затем погружены на "U-530". К этому времени на субмарине находилось пять пассажиров, лица которых были скрыты хирургическими повязками. Капитаном субмарины был 25-летний Отто Вермаут, семья которого погибла при бомбардировке Берлина. Вообще команда подлодки была подобрана так, что никто не был женат и ни у кого не оставалось живых родственников. Вермаут получил два личных письма. От Гитлера и от Деница. Согласно предписанию он должен был взять у каждого члена команды "обет вечного молчания". В ночь на 13 апреля 1945 года "U-530" вышла из Киля. На стоянке в Кристиансанде Вермауту передали запечатанный пакет, в котором должны были содержаться инструкции по дальнейшему маршруту. Когда он вскрыл его, то понял, что рейс будет долгим. "U-530" дошла до африканского побережья, потом повернула к Южным Гавайским островам. Впереди была Антарктида. Достигнув ее берегов, 16 человек из команды спустились на лед. В их распоряжении имелся груз, карта и детальная инструкция, касающаяся ледяной пещеры, в которой им предстояло скрыть "священные реликвии". Это и была Новая Швабия, находившаяся в Земле Королевы Мод. Ледяной тайник, обозначенный на карте, был открыт экспедицией Ритшера в 1938 году. Группа вошла в ледяную пещеру и аккуратно уложила ящики, содержащие реликвии Третьего рейха и личные вещи Гитлера. Первый этап операции под кодовым названием "Валькирия-2" был завершен. Теперь можно было возвращаться в мир и сдаваться на милость победителям. 10 июля 1945 года, через два месяца после окончания войны в Европе, "U-530" в надводном положении вошла в порт Мардель-Платы. Что касается субмарины "U-977", то полагают, что она перевезла в Новую Швабию прах Гитлера и Евы Браун. Повторив известный путь "U-530" с заходом в Антарктику, 17 августа 1945 года "U-977" также прибыла в Мардель-Плату, где и сдалась аргентинским властям. Если верить вышеизложенному, "дорогой Вилли" не внял просьбе "старого товарища" Хайнца Шеффера. И где-то там, среди льдов Антарктиды, десятки лет хранились нацистские реликвии. Правда, эта версия уже сильно отличается от той, какую предлагали Вермаут и Шеффер американским следователям. Но значит ли это, что вторая версия окончательная? Есть немало странностей и нестыковок даже в том случае, если мы принимаем "Возвращение Святого Копья" за чистую монету. Во-первых, куда делись таинственные пассажиры этих подводных лодок? Во-вторых, зачем было взято такое количество продуктов? И наконец, какова была роль во всей этой операции третьей подводной лодки - "U-465"? * * * Что касается нацистской базы, то долгое время ходили слухи, будто она существует по сей день в районе оазиса Ширмахера, который расположен в Земле Королевы Мод. Однако советские ученые, проживавшие и работавшие там на исследовательской станции "Новолазаревская", утверждают, что никаких следов нацистов не обнаружили. Антарктида продолжает хранить свои тайны...